ИСКУССТВО ЖИТЬ В ГЕРМАНИИ
(путевые заметки Баку-Москва-Мюнхен-Оппенау и обратно)

(С) Гаузер Э.Г., Баку, 26.08.08., www.erichware.org

ВСТУПЛЕНИЕ

Моя прошлая зарубежная поездка была в Индию, на 25-летие "Искусства жизни". Эта поездка описана в статье "Серебряная поездка в Индию", советую прочитать! А в этот раз я ездил в Германию на один из курсов "Искусства жизни" (а именно, "ИЖ-3", Продолженный курс). Все мы получили приглашение из немецкого центра ИЖ в Бад-Антогасте.

Оформление документов в Германию - особая задача. Почему-то посольство уверено, что все желающие въехать в их страну мечтают никогда из нее не выехать. И вся процедура выдачи виз сводится к вопросу: "А чем докажете, что вернетесь?".

Можно, конечно, вспомнить о презумпции невиновности и сказать, что это не мы должны доказывать нашу благонадежность, а они - наше желание остаться. Но о правах человека Запад вспоминает только тогда, когда это выгодно ему...

Короче говоря, мы подали документы большой группой, около 40 человек. Но визу получили не все. Некоторым дали сразу, некоторым сразу отказали, некоторых вызвали на собеседование. Вопросы были достаточно банальные и неинформативные, для всех примерно одинаковые.

Искать логику в действиях посольства бесполезно и даже, возможно, не совсем этично. Поэтому этот вопрос мы оставим в стороне, хотя насчет прав человека на передвижение (если он не замешан в уголовных делах) все равно помнить надо... А самое главное, возникает встречный вопрос: "А почему, собственно, мы должны хотеть там остаться? Еще и подпольно?".

В результате нас оказалось 28 человек, которые двумя неравными группами должны были лететь в Германию...

ДОРОГА ТУДА

Естественно, маршрут следования мы выбирали исходя из его минимальной стоимости. Увы, уровень жизни у нас в стране пока не столь высок, чтобы не задумываться о цене и руководствоваться только комфортом...

В результате нам предстояло лететь "Аэрофлотом" в Москву, потом им же в Мюнхен. Из Мюнхена еще в Баку был заказан автобус до Оппенау, маленького городка на юго-западе Германии. Академия Бад-Антогаст (Европейский центр "Искусства жизни") находится совсем рядом с Оппенау.

Самолет до Москвы у нас был утром, так что первая ночь прошла почти без сна. Потом после небольшого перерыва самолет в Мюнхен. Летели через Шереметьево, но поскольку мы транзитом, то кроме "Дути фри" ничего не видели. А там нам не слишком понравилось, аэропорт вроде солидный, но кресел нет, мест не хватает - удивительное безобразие!

В Мюнхен мы прилетели около 12 дня по их времени. Паспортный контроль оказался проще, чем нас все пугали. Возможно потому, что нас была большая группа и им лень стало всех проверять. Одного проверили - остальных уже пропускали без вопросов.

Первое, что нас поразило при выходе, это жуткие цены - бутылка воды 0.5 литра стоила 3.25 евро. Пить хотелось, но это слишком! В других буфетах (там же, в аэропорту) удалось найти литровую бутылку за 2 евро и ее пришлось покупать. То ли еще будет...

Как и договаривались, с немецкой точностью, ровно в 2 часа пришел автобус. И какой! Шикарный, с баром, с туалетом, со столиками... Возможно, кто часто ездит, им привычно, но мы были впервые в Европе (я - точно) и таких не видели. Впрочем, врать не буду, возможно, и у нас по республике такие ездят, не знаю, но я ими не пользовался.

По немецким дорогам автобус идет быстро, привал был один раз около какого-то то ли ресторана, то ли непонятно чего. Но и там стакан чая - 2.5 евро, а после - пожалуйста в туалет за 0.5 евро. Итого, 3 евро за круговорот мочи в природе... Дороговато, однако! А какую квитанцию дали за посещение нужника! С голограммой, штрихкодом - ну прям банковский билет! Понятно, за что 50 центов берут...

Дорога была красивая, леса, поля, домики. Все очень аккуратно, все очень чисто. У меня в детстве были игрушки, в ГДР еще сделанные, домики маленькие. Так я их и называл всегда - "немецкие домики". И вот столько лет спустя увидел настоящие - точно такие же!

Из окна автобуса, конечно, снимать сложно, но кое-что все же снять удалось, можно тут на сайте посмотреть.

Нас в автобусе было 18 человек, но ехали мы не в Бад-Антогаст. Курс начинался 8 августа, и до обеда Ашрам был занят предыдущей группой. Поскольку приехали мы накануне, 7 числа, то должны были разместиться неподалеку от Ашрама в гостиницах, по несколько человек в каждой (мест нет, приезжих много).

Дорога пролегала в основном через поля, но иногда мы проезжали через маленькие городки, скорее даже поселки. И везде все удивительно чисто, аккуратно, все домики в цветах. В одном из таких городков остановились на привал. Уже начинало темнеть, но магазинчик был открыт - купили очень вкусные булочки, посмотрели на близко стоящие домики. Кстати, магазинчик удивительный - внутри весь в цветах, очень уютный и красивый, фотография имеется.

А на улице светофор, причем с кнопкой. Мы по привычке хотели переходить прямо так, но проходящий немец с улыбкой покачал головой и показал на кнопку. Пришлось нажимать, ждать зеленого и тогда переходить. Хотя машин было очень мало и вполне можно было перейти так. Но там порядок, Европа...

Начинались холмы, почти горы. Красивые горные дороги, все в зелени. А вдоль дорог поселки, небольшие 1-2 этажные домики. И такие же гостиницы. Собственно, это и не гостиницы в привычном представлении, это частные дома, где внизу живут хозяева, а верхние этажи сдаются постояльцам, по сравнительно небольшим ценам. Цены, конечно, разные в зависимости от условий, из 18 нас некоторые изначально выбрали подороже и получше, некоторые подешевле. Но оказалось, совсем не плохие условия.

Надо сказать спасибо водителю нашего автобуса. Уже было совсем поздно, но он развозил нас по этим гостиничкам, расположенным зачастую на довольно большом расстоянии друг от друга. Названия самих поселков мы так и не выяснили и не запомнили.

И вот мы впятером приехали в последнюю гостиницу. Автобус уехал, ему предстояло еще возвращаться в Мюнхен. Спасибо хорошему человеку!

А мы еле-еле достучались до хозяйки, но она знала и была готова к приему. Поселились мы в двух номерах, на 2 и 3 человека. Смешанная половая принадлежность там никого не смущает, нас, собственно, тоже - все давно знакомы, да и выбирать не приходится...

Номер был с туалетом и душем, кровати, диван, стол. Хотелось спать, а завтра покушать, прогуляться - и можно уже в Ашрам ехать тихо-тихо.

Так и вышло. Утром погуляли, воздух такой чистый, все зеленое. Ночью шел дождь, утром свежо и довольно прохладно. Зашли в магазинчик - товары все как у нас, даже знаменитая "Рама".

Встал вопрос о том, как доехать до Бад-Антогаста. Нас 5 человек, с вещами, а дорога не близкая. Хозяйка гостиницы и тут помогла - заказала такси большое из Оппенау до Бад-Антогаста, пошла с нами на вокзал и помогла купить билеты на электричку до Оппенау. Хорошо, что помогла - там билеты в автомате продаются и без опыта разобраться не просто...

Электричка таковой не является, план ГОЭЛРО до Германии не дошел, и поезд состоит из двух вагонов тепловозного типа. Внутри кресла, вполне удобные, да и ехать предстояло 10 минут.

Приехали в Оппенау - нас уже такси ждет. Красота! По дороге встретили еще одного парня из Белоруссии, тоже в Ашрам ехал на курс. Взяли его с собой, в такси места хватило.

И буквально через 5 минут езды (5 км., правда, сильно вверх) мы доехали до Ашрама. Мы дома!

АШРАМ

Германский Ашрам (Европейский центр "Искусства жизни") представляет собой комплекс зданий, соединенных между собой, и построенных в начале 20 века. Расположен в живописном ущелье, среди леса и горных дорог. Первое впечатление было - мы попали в Хогвардс (кто "Гарри Поттера" читал - поймет). Вот только единорогов и драконов мы не видели в округе... Но я думаю, это из-за погоды: все время шли дожди и звери, наверно, просто прятались.

В Германии, конечно, вообще более-менее чисто везде, но в Ашраме чистота особенная. И в комнатах, и в коридорах, и в туалетах - все блестит и нигде ни соринки. Там почти нет персонала, да такое количество людей никакой персонал не обслужит. Поэтому на курсах всегда все делают сами участники - и овощи режут, и посуду моют, и туалеты чистят.

Курс, на который мы приехали, похож на программу ИЖ-2, но он дольше и содержит некоторые другие элементы. Кроме того (и это главное), курс ИЖ-3 проходит в присутствии Мастера - основателя "Искусства жизни" Шри Шри Рави Шанкара.

К сожалению, Шри Шри уехал с курса раньше времени, потому что в Индии была тяжелая ситуация политическая и его все звали вернуться и помочь в разрешении конфликта. Что ж делать, так всегда бывает, что когда одни воюют, страдают другие... И ничему люди за тысячи лет не научились, все продолжают что-то делить, то территории, то деньги, то нефть... Хотя на самом деле мы все - дети этой Земли и как ни крути, а родственники друг другу хоть в дальнем поколении. Но делим, делим, отнимаем, защищаем... Не подобает людям такое поведение, но воз, как говорится, и ныне там.

Кормили нас как обычно три раза в день, очень вкусно, разнообразно и много, в промежутках всегда можно была выпить травяной чай. В комнате отдыха стоял компьютер с интернетом и каждый мог в любой момент им воспользоваться. Правда, многие (и я в том числе) обходили компьютер стороной: курс - очень хорошая возможность отдохнуть от компьютера, интернета, почты, новостей и прочих факторов. Ведь смысл подобного курса - заглянуть внутрь себя, почувствовать свое единство с природой. И техника тут совсем неуместна...

На курсе было около 400 участников из 38 стран. Учителя вели все на английском, но был синхронный перевод на 9 языков, через наушники. Рано утром до завтрака практики (физические, дыхательные), потом утренняя и дневная сессии - занятия, лекции. Вечером после ужина - сатсанг. Веселое пение, ответы на вопросы, море радости и счастья.

Последний сатсанг по традиции включал в себя песенные номера стран-участниц. Конечно, не все 38 стран что-то подготовили, но было интересно послушать песни народов мира, часто в очень хорошем и красивом исполнении. Мы тоже спели свои азербайджанские песни, надеюсь, получилось хорошо.

В Ашраме есть также Аюрведический центр, где можно пройти диагностику, получить консультации, пройти различные сеансы массажа и другие процедуры. Аюрведа - древняя наука о здоровье человека, из которой вышли все восточные медицинские традиции. К сожалению, на Западе (и в бывшем СССР) аюрведа почти неизвестна, упор делается на традиционную, западную медицину, которая делит человека на части и лечит отдельно каждую часть в изоляции от других. Аюрведа же наоборот, относится к человеку как к единому целому, и такой подход оправдан опытом многих тысячелетий успешного лечения самых тяжелых болезней.

Курс наш заканчивался 14 августа, а обратные билеты на самолет из Мюнхена у нас были на поздний вечер 18. После курса Ашрам опустел, многие сразу уехали по домам, другие почти сразу. Были там экскурсии в Страссбург, в Баден-Баден, но мне не хотелось после курса все это смотреть, хотелось оставаться в этом расслабленном состоянии. Я и не ездил. Гулял по окрестностям (хотя дождь особо не позволял), осматривал Замок.

Постепенно Дом совсем опустел, но все также была чистота в коридорах и вкусная еда в столовой. И сатсанги по вечерам, если позволяет погода, то на улице у костра.

Предстояло уезжать и нам...

ПРОЕЗД ПО ГЕРМАНИИ

Вариантов обратной дороги было несколько. Заказывать автобус опять мы уже не могли - нас всего 8 человек было в этой группе. Ехать на такси - получалось очень дорого, по 100 евро с человека. После обсуждений и совещаний был выбран железнодорожный вариант - поездами от Оппенау до Мюнхена (прямого поезда нет), ехать 17 утром, к вечеру будем на месте. Переночевать в гостинице (самой дешевой, конечно), утром отвезти вещи в аэропорт, сдать в камеру хранения и оставшееся до самолета время гулять по Мюнхену.

Накануне отъезда, 16 числа, четыре человека отправились с утра за билетами. Рассчитывали купить их на станции в Оппенау, заодно погулять по городу. Пошли пешком, до Оппенау 5 километров, но идти вниз и по очень живописным местам. Всюду красивые домики, сады и множество яблонь, увешанных спелыми плодами всех цветов и размеров. И все это ничье, дикорастущее - подходи, срывай и ешь! Немного усталые, но веселые, мы пришли на вокзал.

Увы, все оказалось сложнее. Купить билеты в автомате за наличные не вышло, Мюнхена в списке не было. По кредитке можно, но кредиток у нас не было ни у кого. Единственный выход - ехать в Оффенбург, гораздо более крупный город, и покупать билеты там.

Проезд в Оффенбург на ихней "электричке" стоил почти 5 евро на человека, поэтому из 4 участников экспедиции осталось 2 (что вполне разумно). Купили билеты, но поезда пришлось ждать минут 40. И ехать до Оффенбурга еще минут 40...

Нам повезло, в поезде встретился бывший житель СНГ, из эмигрантов, говоривший и по-немецки, и по-русски. Очень хороший парень, лет 18, тоже ехал в Оффенбург. Пошел вместе с нами в кассу, помог вести переговоры и купить билеты. За что ему огромное спасибо.

Еще в Ашраме по интернету мы подобрали себе варианты маршрута с 3 и 4 пересадками. Но в кассе предложили еще и другие варианты и в результате мы выбрали 6 пересадок, но зато прибытие в Мюнхен не в 8 вечера, а около 6. И интервалы между поездами оптимальные, минут по 10-20. Перейти на платформу успеем и лишнее ждать не нужно.

До поезда в Оппенау оставалось время, мы пошли в буфет и опять по ихней дикой цене выпили чай с бутербродами. А что делать? Кушать все же нужно... Пошли на 7 платформу, поезд подошел вовремя. На всякий случай уточнили у одной пассажирки, идет ли он в Оппенау. Идет, мы и сели. До отправления оставалось минут 5 и мы увлеченно беседовали, не замечая времени. А напрасно...

Когда поезд поехал, мы заметили две странности: он опоздал минут на 10 (за разговором мы и не заметили) и ехал не в ту сторону. Удивленные, мы спросили других пассажиров. Увы, но поезд был совсем не тот и ехал не туда.

Минут 5 до ближайшей станции - и мы из него выскочили побыстрее. Вместе с той пассажиркой, что подтверждала его "пригодность". Она тоже ехала в Оппенау и тоже просчиталась. Оказалась она тоже из бывших наших, откуда-то из Казахстана. Обсудили ситуацию, наверно, на станции объявили об изменении в движении поездов, только мы не заметили, да и в голову не пришло, что такое возможно. Так что будьте осторожны, всякое бывает!

Пришлось переходить на другой путь и еще почти час ждать нужного поезда. Хорошо, что там на каждом полустанке висит расписание. В этом смысле сервис на высоте.

Поговорили про Германскую жизнь, восторгов не услышали. Конечно, любое мнение субъективно, но с другой стороны, это не первая критика немецких порядков, которую мы услышали. Пересказывать не стоит, у каждого - свое мнение.

Наконец, подошел нужный поезд, и мы поехали... Ехать нужно было минут 45 и мы явно почувствовали себя уставшими. Когда добрались до Оппенау, уже начинался вечер. А еще предстояло доехать до нашего Ашрама. Всего 5 км., но вверх идти пешком еще час совсем не хотелось... И такси брать тоже не хотелось, надеялись на попутку...

Увы, сколько мы шли по дороге, ничего попутного не попадалось. Точнее, машины были, но либо полные, либо просто не желали останавливаться. Время шло, вечернее солнце пекло (все же лето), ноги болели. И чем дальше, тем призрачнее становилась наша надежда доехать до Ашрама с комфортом...

По дороге несколько раз садились отдохнуть на камушки. Хотелось кушать (без обеда ведь остались) и совсем не хотелось идти вверх по все более крутой дороге. Машины проносились, не обращая на наши призывы никакого внимания. Стало совсем вечереть.

И вот, когда половина пути была пройдена и оставалось еще 2 километра круто вверх, мы поняли, что сил уже не осталось. Но сзади опять показалась машина - и уже ни на что не надеясь, мы подняли руки. И что же? Машина остановилась, а за рулем - девушка-индуска, из нашего Ашрама! Мы спасены! Вот так бывает...

На следующий день с утра ашрамовский микроавтобус довез нас всех в два приема до вокзала Оппенау. Пришла "электричка", мы сели и поехали до первой пересадки, около 30 минут. Всем было интересно, придется ли нам и дальше ездить в подобных вагонах? Кресла есть, но туалетов нет, а на станциях - будет ли время? Да и сами "услуги"? В Оппенау на вокзале ничего подобного не замечено...

Но все дальнейшие переезды наши проходили уже в настоящих поездах. Правда, поезда эти не спальные, как мы все привыкли, сидения все равно обычные, даже не самолетные. Но есть место для чемоданов, есть туалеты, есть световые табло с указанием следующей станции. Некоторые поезда были удивительными - двухэтажными! По крайней мере, сколько мы ехали, несмотря на большое количество пассажиров, никто не остался без места, все нашли где сидеть. Так что идея весьма продуктивна...

Фотографировать из окна поездов - занятие сложное. Тамошние поезда несутся с огромной скоростью и даже около станций скорость велика. Поезд отходит от станции с таким ускорением, как самолет на взлете. Поэтому фотографии из окон получились не очень удачными. Пейзажи, правда, не особо отличались от увиденного из автобуса, а главное, цифоровые аппараты снимают не мгновенно по нажатию кнопки, так что брака оказалось достаточно. Но кое-что снять удалось.

Что еще интересно - это совсем не слышен стук колес, к которому мы так привыкли на железных дорогах бывшего СССР. Поезд идет очень плавно и совершенно бесшумно. Отчасти это хорошо, но все же в этом стуке колес есть что-то приятное...

Пересадки проходили без проблем, переходы с платформы на платформу были очень короткие. В одном из городов (название запомнить не удалось) перерыв был довольно долгим и мы немного вышли пройтись. В буфете на вокзале купили бутерброд. Опять повезло - продавщица попалась тоже со знанием русского.

Наконец, последний поезд подходит к последнему вокзалу - нас встречает Мюнхен!

МЮНХЕН

Время было еще не очень позднее, хотя, конечно, мы все были уставшие и единственным желанием было поскорее добраться до гостиницы и хоть немножко отдохнуть. Еще в Ашраме по совету опытных путешественников мы забронировали места в одной из гостиниц. Исходили, опять же, из минимальной стоимости. Речь шла всего о сутках (точнее, фактически половине суток, но в гостиницах нет почасовой оплаты). Мы знали адрес гостиницы, и на плане Мюнхена удалось найти нужную улицу, близко от вокзала.

Оказалось, что и гостиница находится совсем рядом с вокзалом, почти напротив, минут 5 идти! Красота! Дошли без проблем, бронь наша действовала и мы легко и быстро получили ключи. Напомню, нас было 8 человек (6 женщин и двое мужчин), мы разместились в двух четырехместных номерах. Конечно, некоторые неудобства это создавало, но в таких условиях ко всему относишься легко и никаких особых проблем с размещением у нас не возникло.

И оказалось, что в той же гостинице живут еще несколько ранее уехавших из Ашрама наших "землячек". От них мы узнали приятную новость - нам не нужно утром мотаться в аэропорт, мы просто должны до 10 утра освободить номера, но вещи можем оставить в специальной комнате прямо в гостинице, и бесплатно!

Условия проживания были такие: комната на 4 человека, две двухъярусные кровати (деревянные), стол и кресло (правда, всего одно), раковина прямо в комнате с горячей и холодной водой. Туалеты в коридоре, душ есть на другом этаже. Вполне прилично все, чисто, постели постелены. И стоимость примерно 20 евро с человека в сутки. По тамошним меркам - совсем не дорого, тем более, это в пяти минутах пешком от вокзала! Правда, завтрак в стоимость не входил, кто хотел - платите 8 евро и пожалуйста, шведский стол: булочки, хлеб, сыр, колбаса, кофе, чай, молоко, мед, сухие завтраки - не роскошно, но с голода умереть не получится. Можно и с собой прихватить что-либо из предложенного...

Короче, я вполне могу рекомендовать этот мюнхенский отель для всех желающих провести там несколько дней во вполне нормальных для путешествия условиях. Называется он "EASY PALACE STATION HOTEL", адрес "Schutzenstrasse, 7, Munchen, 80335", сайт "www.easypalace.de" - рекомендую!

Пока мы вселялись, приводили себя в порядок и осматривались, наступил вечер, часов около 8. Что делать? Идти спать хочется, но хочется и выйти в город. Мы разделились и пошли кто куда...

Мы, двое мужчин, пошли вдвоем, предоставив женщинам возможность заняться своими делами. Но куда идти? Мы явно в самом центре города. Решили пойти в сторону пешеходной зоны. Народу на улицах много, всюду открыты маленькие кафе, столы прямо на улице. Но ассортимент везде довольно однообразный - пиво... Может быть и хорошее, но пить его совсем не хотелось, тем более, после курса... А вот кушать хотелось чего-нибудь серьезного.

Пошли походить, посмотрели на фонтаны, на дома. Но снимать в сумерках моим аппаратом нереально, поэтому съемку я оставил на утро и просто наблюдал за окружающим. Прогулка была короткой, хотелось спать. Попытались поесть пиццу, но она была огромной и очень дорогой, а сделать размер поменьше никто не захотел. Пошли дальше.

Присели за столик на улице, оказалось, это от ресторана отеля "Анна". И все бы ничего, но бутерброд был не слишком вкусным, а чай из пакетика за 3 евро - тоже не выглядел деликатесом. Однако, поесть пришлось. Итого, за 8 евро. Цены в Мюнхене - безобразные, это точно. Может быть, для немцев это и нормально, но с нашими зарплатами... А главное, ну не должен пакетик сомнительного чая и стакан горячей воды стоить 3 евро! Даже если миллионер его заказывает...

Вернулись в гостиницу и я попытался позвонить друзьям в Нюрнберг. Роуминга у меня нет, поэтому пришлось обращаться к администрации на входе. О, проблем нет, надо оплатить заранее предполагаемое время разговора, получить из компьютера длинную инструкцию по набору огромного числа номеров и пинкодов - и вперед!

Я как-то не сразу разобрался и оплатил 3 евро, как оказалось, за 30 минут разговора. Ха-ха, если бы! Для начала, я не сумел разобраться в пинкодах и попросил девушку набрать номер. Номер был сотовый, но какая разница? Однако, она долго возилась и дозвониться не могла. Взялся парень. С тем же эффектом. Я жду, что делать? Вижу, что ничего не выходит, даю им домашний номер. О чудо - дозвонились! Помня про огромное оплаченное время (по сравнительно дешевой цене), я спокойно начинаю говорить о том, о сем (а мы должны были договориться о завтрашней встрече). И только успеваю сказать, что звоню из гостиницы около вокзала (даже название не успел сказать), как разговор обрывается. "Время кончилось". "Как кончилось??? Я же 30 минут оплатил!!!". А все просто - время пошло с момента выдачи компьютерной распечатки. А то, что 25 минут весь коллектив гостиницы пытался дозвониться - это их не касается. Понятно, почему такая цена невысокая!

Если попадете в такую ситуацию - учтите!..

Пока я думал, что делать дальше, моя находчивая подружка позвонила сама, в отель. Удивленная девица дала мне трубку. Понятно, в Германии - 21 век... Подружка нашла по карте все близкие гостиницы, вычислила эту как самую дешевую - и позвонила. Голова работает! Тут уж мы спокойно обо всем договорились.

Ну все, пора спать. На завтра огромные планы...

* * *

Встали мы, конечно, рано, хотя и не выспались. Кто куда, но я решил плюнуть на 8 евро и поесть в гостинице. Поел достаточно и две булочки забрал с собой, на всякий случай. Мы все сдали комнаты и сложили вещи в гостиничную камеру хранения. Из 8 нас осталось 6, у двоих самолет был утром. Мы заказали такси в аэропорт на 8 вечера, а в 7 у меня встреча с подружками из Нюрнберга, договорились вчера по телефону. Увы, всего на час, но что делать, они работают... И добираться им до Мюнхена на поезде полтора часа в один конец...

Разошлись кто куда. Две женщины пошли гулять вдвоем, а мы четверо решили поехать на экскурсию по городу. Оказалось, что наш второй мужчина - любитель ночных прогулок и пока мы спали изучил половину города.

Стоянки экскурсий были рядом, на привокзальной площади. Варианты были разные, мы выбрали желтые автобусы. Не по цвету выбирали, а по сервису. За 13 евро покупается билет, автобусы ходят каждый час (или 30 минут, не помню), но главное, то можно выйти в любой точке маршрута, походить, а потом на той же остановке сесть в такой же автобус и ехать дальше. По тому же билету! И так целый день, до 5 часов катайся сколько угодно.

Текст экскурсии записан на магнитофон и выдается на разных языках, на русском в том числе, через наушники. Узнали много любопытного, осмотрели город, тут уж я фотографировал!

Но вот что удивило - в городе размером с Баку (около 1.5-2 миллиона населения) совсем нет пробок! Машин мало, транспорт состоит из больших просторных автобусов и трамваев, многовагонных, но как и поезда, совершенно бесшумных! И никаких новостроек и высоток в центре города! Нам бы так...

Экскурсия длилась час и мы вернулись обратно на вокзал. Зашли в гостиницу, в сортир. А зачем где-то платить 50 центов? Тут хоть бесплатно, и нас помнят, пускают без проблем. Прошлись по близлежащим магазинам, потом разделились и договорились через час встретиться опять.

За этот час я нашел относительно дешевое кафе, где стакан чая всего 1 евро, да и булочка с сыром примерно столько же. Поел, отдохнул. Понаблюдал за транспортом. Да, нам до них далеко еще - на каждой остановке трамвая табло, где высвечиваются номера и конечные остановки всех проходящих маршрутов, а рядом - время, оставшееся до прихода трамвая... Время меняется по мере их приближения. Да уж...

Встретились и решили на том же автобусе доехать до пешеходной зоны в самом центре, выйти и пойти там посмотреть город - базар, главную площадь, музеи... Кстати, в Мюнхене есть один из самых крупных музеев естественной истории и техники, но туда мы не пошли, на него и недели не хватит... А все прочие музеи в понедельник оказались закрыты...

Еще в Мюнхене есть огромный английский парк, в одну шестую площади города. Мы его видели из окна, но к огромному нашему сожалению, в него уже тоже не успели. А жаль, парк явно стоил посещения! Так что если соберетесь в Мюнхен - не меньше 2-3 дней оставайтесь!

Доехали до пощади Марии, вышли - и пошли пешком. В автобус мы уже не вернулись, в результате дошли до гостиницы пешком. Но как же мы устали!!! Дико, но в этой центральной пешеходной зоне просто некуда сесть! Нет ни скамеек, ни ступенек, ничего подходящего! Есть только кафе, но там садиться можно только если что-то заказываешь, а что? Опять пакетиковый чай за 3 евро? Надоело... А просто посидеть негде совсем.

Рабочий день, центр города, народу много. И вообще, народ там состоит не столько из немцев, сколько из явно других народов. Очень много русской речи, очень много турецких кафе и вообще турок. Кстати, в Германии многие надписи на турецком дублируются, кроме немецкого и английского. Еще много африканцев, и явно местных в смысле проживания.

В целом обстановка в городе мне лично не понравилась. В том же Оппенау было гораздо приятнее. И люди там более приветливые, и пиво не пьют ведрами (там вообще не было видно, чтобы пили). В Мюнхене повально курят - все! И мужчины, и женщины, и старые, и совсем молодые. Не 100%, конечно, но половина населения точно. А ветра нет и дышать буквально нечем иногда.

Съели припасенные с завтрака булочки, запили водой из бутылок. Советские туристы привыкли к спартанским условиям. И дело даже не в отсутствии денег, просто очень трудно привыкнуть к таким ценам, рука не поднимается платить много буквально ни за что...

Пока дошли до гостиницы - уже было часов 5 дня. Отдохнули немного, опять прошли по магазинам вторым заходом - и скоро уже такси. Тут как раз и 7 часов приближается. Встреча с подружками прошла уж очень быстро... Посидели в кафе, нашлось одно без сигаретного дыма и с довольно вкусным ассортиментом. Они уехали из Баку много лет назад и с тех пор мы общались только по интернету. Конечно, хотелось более долгой встречи, но так уж сложилось, спасибо и на этом! Было бы очень обидно уехать так и не встретившись, спасибо им, что ради 40 минут встречи 3 часа ехали на поезде после рабочего дня. Надеюсь, не в последний раз!

Такси пришло вовремя, мы все поместились, получилось по 10 евро с человека за почти час езды. Нормально!

ДОРОГА ОБРАТНО

В аэропорту Мюнхена приключений особых не было, прилетели мы в Шереметьево и до бакинского рейса оставалось часов 6. Была еще ночь, 4 часа. Самое время поспать часов 5 до посадки...

Увы! Удивительно, но крупнейший московский международный аэропорт совершенно не приспособлен для подобных ситуаций. Нам никто не предложил не только гостиницу на эти 5 часов (хотя в советские времена такое было нормой), но нам просто было негде сесть!

Скамеек в "Дути фри" почти нет, не говоря уже про их некомфортность. Народу хоть и не очень много, но больше, чем этих скамеек. В результате некоторые пассажиры (кто раньше занял) даже пытались лежать и спать, но зато все остальные сидели попеременно и судорожно держались за свои места.

В результате мы промаялись эти свои часы, пытаясь иногда выяснять, где же будет посадка на наш рейс. Никто не знал. Время шло, но никто не объявлял не только посадку, но даже регистрацию. Кстати, объявления слышны очень плохо, а самое приятное - это когда две дикторши одновременно говорят два разных объявления - такое я первый раз слышу... Очень разумно!

Про начавшуюся посадку мы узнали случайно, просто увидели надпись на одном из входов. Как потом оказалось, посадку не заметили многие. Как итог - самолет опоздал на 35 минут, потому что ждал опоздавших пассажиров. Но они не виноваты, просто надо нормально объявлять!

Короче говоря, Шереметьевский "сервис" произвел удручающее впечатление. Конечно, мы не москвичи, нам имидж Москвы не важен, но о чем думают служащие аэропорта? Им что, тоже безразлично мнение гостей о их городе? Нас предупреждали, что в Москве бардак, мы не верили... Теперь будем искать другие маршруты для транзита...

Про досмотр разговор особый. Почему-то самый строгий вариант был не в Германии, а именно в Москве. И, пожалуй, самый грубый в смысле обращения с пассажирами. И в Баку, и в Германии все гораздо вежливее. Я не говорю про эффективность методов типа снимания обуви и поясов (хотя лично я в них не верю), понятно, сейчас все помешались на терроризме... Разумеется, и раньше пассажиров проверяли, и это, бесспорно, правильно. Но должно быть какое-то разумное сочетание бдительности и сохранения свободы честных граждан.

И знаете, мне стало даже жаль этих проверяющих: "Я в каждом пассажире вижу террориста" - сказал мне один из них. Понятно, у них работа такая, но и пассажиры - не террористы, а главное, такое отношение к людям неизбежно переносится ими и в обычную жизнь. Разве это нормально? Почему в 21 веке люди стали такими враждебными друг другу? Кто виноват и что делать? Извечные вопросы, но ситуацию надо менять. И каждый раз, когда хотите про кого-то плохо подумать или сказать - остановитесь на мгновение! Может быть, расхочется...

До Баку тоже долетели без проблем, тут уж контроль для нас, граждан, был минимальным - и вот, мы дома, в родной бакинской жаре! Еще какой!...

* * *

Путешествие закончено, время пролетело быстро и уже хочется думать о следующем - куда теперь? Время покажет... Курсов в "Искусстве жизни" много, центров в мире тоже много, так что - вперед! Удовольствие ни с чем не сравнимое... А уж польза - тем более!